Фарфоровые виниры – дизайн препарирования. Ретроспективный обзор. Часть II.
  1. SKIP_MENU
  2. SKIP_CONTENT
  3. SKIP_FOOTER

Фарфоровые виниры – дизайн препарирования. Ретроспективный обзор. Часть II.

 

 

В течение следующих десятилетий большое внимание в стоматологии было уделено развитию мелкодисперсных композитных цементов и надежному протравливанию зубной эмали. Полученные результаты привели к внедрению композитных виниров для маскировки различных изменений цвета зубов. Эти протезы показали короткий клинический срок службы (четыре года или менее), и различные проблемы, такие как полимеризационная усадка, окрашивание, низкая износостойкость и термические изменения размеров.

 

 Невозможность достижения долгосрочных эстетических результатов с использованием композитных виниров возродила интерес к профессии, в очередной раз, направив его в сторону фарфора в качестве материала выбора для изготовления винира. Идея специальной подготовки виниров и их приклеивания к зубной эмали была впервые упомянута в профессиональной литературе в 1975, но техника протравливания внутренней поверхности фарфоровой облицовки плавиковой кислотой была разработана позже, в 1981 г. Путем измерения прочности на разрыв, сцепления протравленного фарфора с композитным цементом, исследователи пришли к выводу, что достаточная ретенция получена.

Первыми показаниями для виниров были: несовершенное развитие эмали, внутреннее окрашивание и анатомически деформированные зубы, в то время как зубы, расположенные стык в стык (прямой прикус) или наличие перекрестного прикуса являлись противопоказаниями. Если восстанавливаемые зубы имеют старые реставрации по III, IV или V классу, то они должны быть перелечены; или если зубы неправильно расположены, они нуждаются в первую очередь незначительном косметическом контурировании.. Ранние случаи использования фарфоровых виниров в 1982 году проводились без удаления тканей зуба и для этой цели выбирались лингвально наклоненные зубы. В литературе того времени критиковались возможные последствия увеличения профиля зуба и нежелательный объем материала в таких случаях (проблемы с периодонтом и неестественный эстетический вид реставраций). Поэтому, профессиональная точка зрения планировала оптимальную редукцию твердых тканей зуба, что упрощало изготовление и размещение (ориентацию) фарфоровых виниров.

Первым шагом в процессе препарирования было изготовление лингвального гипсового шаблона – ориентира, получить который предлагалось по восковому отпечатку. Обрезались губные расширения гипсового шаблона, и режущий край зуба редуцировался на 1 мм, используя язычный гипсовый шаблон - ориентир. Если резцовая часть передних зубов нуждалась в изменении, эстетическое моделирование делалось на гипсовых моделях оловянной фольгой наносимой на гипсовые зубы и лингвальном гипсовом шаблоне - ориентире. Контролируемое редукция губной поверхности зуба имело решающее значение.  Контролируемое редукция губной поверхности зуба имело решающее значение. Это было рекомендовано делать в двух плоскостях, десневой и резцовой, используя канавки глубиной 0,5 мм, вырезанные горизонтально и отмеченные предварительно графитовым карандашом (для защиты от чрезмерного редуцирования). Две плоскости должны плавно сливаться друг с другом, образуя нежный изгиб губной поверхности. Десневая часть подготавливалась алмазным бором для создания скоса и расширялась до свободного десневого края. То же бор был использован для подготовки остальной части губной поверхности. Когда зубы имели проксимальные контакты, истончение эмали шло в сторону межзубного промежутка, без устранения контактного пункта. Для того, чтобы избежать неприглядного внешнего вида стыка фарфор / ткани зуба и прилежащей десны, было предложено расширить препарирование ближе к десневой области. Истончение эмали составляет 0,5 мм в области режущего края, и режущий край закруглен. Кроме того, было упомянуто в качестве методики, перекрытие режущего края с финишной границей на режуще-язычной поверхности. Это скрывает резцовый край, делает новый край из фарфора более эстетичным, обеспечивает укрепленние режущего края и оставляет достаточное место для винира. В таких случаях, резцовый край должен быть уменьшен приблизительно на 0,5 мм - 0,75 мм с мезиального и дистального углов. Кроме того, некоторые авторы предпочитали местную анестезию во время процедуры препарирования.

 

 

В статье, напечатанной в конце восьмидесятых годов, подчеркиваются основные противопоказания к использованию виниров: зубы с плохим качеством эмали, развернутые или перекрытые зубы и сломанные зубы, которые, возможно, не станут достаточной опорой для виниров. Кроме того, существует мнение,что если зубы язычно развернуты, наклонены назад или имеют клиновидную форму, уменьшения эмали нужно избегать, особенно у молодых пациентов. Но, если есть необходимость замаскировать сильное изменение цвета или избежать массивной реставрации, лучший эстетический эффект был бы достигнут уменьшением тканей эмали по меньшей мере на 0,5 мм. Кроме того, существуют рекомендации по протоколам препарирования. Первым шагом является создание сливающейся финишной границы проксимально и гингивально с помощью круглого алмазного бора, который создает точный скос. Цервикально, финишный контур в большинстве случаев находится на уровне с контуром свободного десневого края. Редко, он может распологаться на 0,5-1 мм субгингивально. Проксимальная финишная граница распространяется в межзубной промежуток, но обычно не затрагивает контактный пункт. Второй фазой является уменьшение губной поверхности эмали путем создания ряда вертикальных разрезов глубиной 0,5 мм, наносящихся близко друг к другу, которые в конечном итоге обеспечивают уменьшение толщины зуба на 0,5 мм лабиально.

 

Вернуться к ЧАСТИ I

 

ЧАСТЬ III